По мнению Шри Виноба Бхаве,
латинское слово "Omne" и санскритское слово "Аум"
образованы от одного корня, означающего "все", и оба слова выражают
понятия всеведения, вездесущности и всемогущества. Вместо Аум употребляют иногда
слово "пранава", образованное из корня "ну" - хвалить и
префикса "пра", означающего превосходство. Это слово поэтому значит
"лучшая хвала" или "лучшая молитва".
Символ АУМ составлен из трех букв,
над которыми пишется еще полумесяц с точкой наверху. Для примера можно привести
здесь несколько различных толкований его значения.
Буква А символизирует сознательное
или бодрствующее состояние (джаграта-авастха), буква У - состояние сна со
сновидениями (свапна-авастха), а буква М означает состояние сна без сновидений,
в котором пребывает ум и дух (сушупта-авастха). Весь символ вместе с
полумесяцем и точкой обозначает четвертое состояние (турия-авастха), которое
объединяет в себе три других и трансцендирует их. Это состояние самадхи.
Буква А символизирует речь (вак), У
- ум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ означает живой дух,
который является лишь частью божественного духа.
Три буквы толкуются также как
обозначения трех измерений: длины, ширины и глубины, а весь символ представляет
Божество, не знающее ограничений размеров и форм.
Буквы А, У и М символизируют
отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает совершенного
человека (стхита-праджна), чья мудрость утверждена в Божестве.
Эти буквы символизируют три рода:
мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с
Творцом.
Эти буквы обозначают три гуны, или
качества: саттва, раджас и тамас, а символ в целом - гунатиту, человека,
преодолевшего притяжение гун.
Эти буквы обозначают три времени:
прошедшее, настоящее и будущее, а весь символ - Творца, превосходящего
ограничения времени.
Они означают также учение,
преподанное соответственно матерью, отцом и гуру, а символ в целом представляет
Брахма Видью - познание Я, бессмертное учение.
Буквы А, У и М означают три ступени
йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ - самадхи, цель, к которой
ведут эти три ступени.
Эти буквы представляют Божественную
Троицу: Брахму, Творца вселенной, Вишну, ее Хранителя, и Шиву, Разрушителя.
Весь же символ считается обозначением Брахмана, из которого она эманирует, в
котором растет и созревает и в который она, наконец, вливается. Брахман не
растет и не меняется. Многое изменяется и проходит, но Брахман остается вечно
неизменным.
Эти три буквы представляют собой и
мантру "Тат твам аси" ('То есть ты"), осознание божественности
внутри себя. Весь символ означает это осознание, высвобождающее человеческий
дух из пределов тела, ума, интеллекта и эго.
Осознав важность символа АУМ, йог
сосредоточивает внимание на возлюбленном Божестве, добавляя АУМ к имени Бога.
Это слово слишком пространно и абстрактно для того, чтобы полностью осознать и
прочувствовать значение этой мантры, поэтому йог объединяет чувства, волю,
интеллект, ум и рассудок, сосредоточиваясь на имени Бога и добавляя слово АУМ в
однонаправленном преклонении.
Йог вспоминает строки из
"Мундака Упанишады": "Взяв, как лук, великое оружие Упанишад,
наложи на него стрелу, заостренную медитацией. Натягивая лук мыслями,
обращенными на сущность Того, порази стрелой, словно цель, Непоразимого, мой
Друг. Мистический слог АУМ - это лук. Стрела - это Я (Атман). Брахман - это
цель. Проникнуть в Него может только сосредоточенный человек. Надо войти и
пребывать в Нем, как стрела в мишени".