Все техники плавания Силы
(плавита-садханы) относятся к категории "закрытых" и не подлежат
широкому разглашению. Это продиктовано не соображениями "сохранения тайн
клана", а элементарными требованиями техники безопасности.
Внимание: фридайвинг - это
экстремальный вид тренировок! Категорически запрещено тренироваться в одиночку
или без присмотра опытного напарника!
"Для адекватного
использования техник плавания Силы человек должен владеть современными
спортивными стилями плавания как минимум кролем и брассом на уровне не ниже
второго разряда. Речь идет не столько о собственно скорости плавания, сколько о
технике, без которой определенные результаты недостижимы. Разряд здесь говорит
лишь о том, что человек в необходимой степени владеет корректной техникой
плавания. Попытки освоить ритмы плавита-садханы на основе ущербной техники
приводят к чудовищным перегрузкам сердечно-сосудистой и нервной систем и, как
следствие, к серьезным функциональным нарушениям; ошибки же в специальных
тренировочных практиках более-менее высокого уровня вообще чреваты смертельным
исходом." - А.Сидерский
"Йога восьми кругов"
"В любом случае, ты
должен знать: передавать эту технику человеку неподготовленному крайне опасно.
Увлекшись ею, он может запросто угробить себя или сместить восприятие
настолько, что вернуть его обратно будет уже невозможно. Ядро плавита-садханы -
один из самых мощных алгоритмов интегральной тренировки, более мощный, чем даже
дыхание Силы - пранаяма" - Мастер
Зы Фен Чу.
Плавание как техника
интегральной тренировки
Некоторое время он лежал
молча.
Послушай, - словно что-то
вспомнив, сказал он вдруг, - кстати, о плавании... А почему бы нам сейчас не
заняться плаванием в самом буквальном смысле слова? Ведь я, пожалуй, уже научил
тебя всему, чему мог. Осталась только плавита-садхана - комплекс техник
психоэнергетической тренировки, основанных на плавании. Их ты освоишь очень
быстро - ведь ты пловец, и к тому же - тренер... Смотайся-ка наверх - принеси
свои ласты...
Особого энтузиазма его
предложение во мне не вызвало, но и каких бы то ни было явных причин отказаться
я не находил. Можно было бы сказать ему, что я устал, но это было бы враньем -
во-первых, я не устал изначально, а, во-вторых, своими объяснениями он только
что накачал меня энергией под самую завязку. Ну, и, разумеется, я прекрасно
отдавал себе отчет в том, что всякая попытка обмануть Мастера Чу - затея
безнадежная и попросту глупая. Я встал и нехотя вскарабкался к палатке. Когда я
спустился вниз, он сидел на краю плиты и смотрел в воду. Жестом подозвав меня,
он велел сесть рядом и сказал:
Продышись и нырни без ласт
на дальность - брассом... Ты хорошо ныряешь?
Не жалуюсь.
Ну, давай!..
Я спустился в воду, сделал
несколько глубоких вдохов-выдохов, потом продышался и, набрав в легкие воздух,
нырнул. Как обычно, я плыл под водой на глубине около трех метров до тех пор,
пока не возник первый позыв на вдох. После этого я начал медленно подниматься к
поверхности, продолжая плыть вперед. Такой прием позволяет более-менее
безопасно продолжать продвигаться под водой до второго позыва на вдох и даже
после него. Если, дождавшись второго позыва на вдох, начать резко подниматься к
поверхности, можно протерять сознание из-за ступенчатого падения остаточного
парциального давления кислорода в легких - ведь давление окружающей среды при
всплытии уменьшается.
Я плыл, постепенно
приближаясь к поверхности, до тех пор, пока у меня в глазах не начало темнеть.
Затем, мгновенно прорезав лбом поверхность воды, я быстрыми мощными гребками с
максимально доступной мне скоростью поплыл вперед, интенсивно дыша и стараясь
развить как можно большее напряжение. Этот прием позволяет не
"отключиться", уже выскочив на поверхность: в момент выхода нельзя
расслабляться. Наоборот, нужно "загрузить" мозг мощными сигналами, и
сделать это легче всего, просто начав плыть с соревновательной скоростью.
Я вернулся к берегу.
Метров шестьдесят пять, -
сказал Мастер Чу. - Хороший результат. А теперь ты выполнишь то, что я тебе
скажу, и затем нырнешь на дальность еще раз. Я думаю, после этого тебе все
станет ясно. Для начала разомнись и отработай технику дыхания, которая
используется в практике плавита-садханы. Четырехсот метров кролем в ластах для
этого будет достаточно... Плыви свободно, руками и ногами работай как можно
более ритмично. Дыши под обе руки, но не слишком часто... Скажем так - один
цикл дыхания на пять гребков...
То есть ритм -
"пять-пять"?
Да. Вдох под правую руку -
пять гребков, вдох под левую руку - пять гребков... Но... Что ты делаешь
обычно, когда плывешь в ритме "пять-пять"?
В смысле?
Ну - вдох, а потом?
Задержка...
Вот! А сейчас делать
задержку ты не будешь. Вместо этого - начинай выдыхать сразу же после того, как
закончил делать вдох. Но выдох должен быть медленным и очень плавным. Ты как бы
стараешься оставить сколько-то воздуха напоследок. И уже перед самым следующим
вдохом резким толчком удаляешь из легких ВЕСЬ воздух.
Это называется
акцентированным выдохом.
Да. Однако ты не простто
делаешь акцентированный выдох, а именно выталкиваешь воздух из легких мощным
движением диафрагмы, которое начинается из живота. А живот, в свою очередь,
сжимается снизу - от самой промежности. Таким образом, акцентированная часть
твоего выдоха начинается с мощной мула-бандхи - корневого замка. Понял?
Да.
Тогда - вперед!
Я надел ласты и поплыл. К
концу дистанции в четыреста метров в промежности у меня явственно ощущалась
горячая точка - словно там тлел фитиль.
Закончил? - спросил Мастер
Чу. - Снимай ласты. Теперь начинается собственно плавита-садхана, и плыть тебе
придется брассом. Главное, за чем необходимо следить - это мощные гребки
руками, которые заканчиваются раскрывающим грудную клетку круговым движением
плеч назад, полным вытягиванием и длинным скольженим после толчка ногами. Ты
знаешь этот стиль - современный брасс с высоким наплывом и глубоким уходом под
воду в скольжении...
Да.
Так вот... Проплыви для
начала двести метров - до утеса и обратно, дыша через один раз.
Как это?
На два полных цикла
движений - не два, а один вдох. Ты делаешь его в первом цикле, а весь второй
цикл движений выполняешь под водой, не выныривая, и в это время делаешь длинный
выдох с акцентированным окончанием. Понятно?
Да, - ответил я и начал
выполнять его задание.
Проплыв всего лишь
пятьдесят метров, я вдруг почувствовал, что, делая вдох, наполняю воздухом не
только легкие, но как бы и все тело - до самых кончиков пальцев рук и ног. С
каждым вдохом от середины лба до ступней прокатывалась волна чего-то - я мог
поклясться, что это был воздух. Я дышал всем телом через середину лба! Доплыв до
утеса, я повернул обратно и вдруг обнаружил, что вода перстала быть плотной
жидкой средой, а превратилась в сонмище зеленых шариков. И эти шарики тоже
стали прокатываться сквозь мое тело. Я скользил сквозь воду, а вода вместе с
воздухом скользила сквозь меня. В состоянии, подобном трансу, я подплыл к
берегу.
Отлично! - сказал Мастер
Чу, взглянув на меня. - А теперь я расскажу тебе о ядре плавита-садханы, но
сначала пообещай мне, что никогда не будешь о нем писать и рассказывать досужим
слушателям. Только своим ученикам и только из уст в уста...
Но ты сам советовал мне
по-возможности никому ничего не обещать, - сквозь зеленый туман с трудом
проговорил я.
В предыдущем году между
нами действительно был разговор на эту тему. Мастер Чу сказал тогда, что привычка
давать обещания, как, впрочем, и любая другая устойчивая привычка делает
человека легко "вычисляемым", и сводит почти на нет шансы победы в
битве за осознание. "Упорядочивать осознание желательно как можно более
хаотически, ибо, выстраивая его последовательно - блок за блоком, - ты рискуешь
угодить в ловушку столь свойственного человеческим существам стремления к
автоматизму и стать абсолютно предсказуемым, а в этом случае любая критическая
ситуация, действия в которой ты заранее не отработал, может стать для тебя
роковой", - эту его фразу я запомнил дословно. Я спросил: "А если
давать обещания, но не обязательно их выполнять?" "Во-первых, тебя
могут неправильно понять, - ответил он, - а во-вторых, у тебя остается только
два выхода: либо ты выполняешь обещание, либо - нет. Толковый противник вполне
может просчитать оба варианта и расставить ловушки на каждом из путей. Если же
ты ничего не обещаешь, никто не знает, какими будут твои действия."
Теперь же Мастер Чу сказал:
В любом случае, ты должен
знать: передавать эту технику человеку неподготовленному крайне опасно.
Увлекшись ею, он может запросто угробить себя или сместить восприятие
настолько, что вернуть его обратно будет уже невозможно. Ядро плавита-садханы -
один из самых мощных алгоритмов интегральной тренировки, более мощный, чем даже
дыхание Силы - пранаяма.
И Мастер Чу подробно
рассказал мне о том, в чем состоит сущность этого метода. Видимо, благодаря
тогдашнему моему состоянию, слова его накрепко запечатлелись в моем мозгу -
даже сейчас, закрыв глаза, я слышу его голос, доносящийся до меня сквозь плеск
волн и шипение прокатывающихся внутри моего тела голубовато-изумрудных
пузырьков.
Ядром плавита-садханы
является так называемая "горка", составленая дистанциями переменной
длины, которые надлежит проплывать, используя определенные ритмы дыхания -
сначала усложняющиеся по мере приближения к "вершине", а затем - в
обратном порядке возвращающиеся к исходному. Ограничений уровня сложности в
ядре плавита-садханы нет, а зависит этот уровень от того, каким ритмом
образована "вершина горки". Кроме того, многие ритмы включают в себя
сочетание задержек дыхания разной длительности с определенными комбинациями
бандх и манипуляций внутренней мускулатурой.
К тому моменту, как я
закончил работать с "ядром", мне казалось, что мое тело состоит уже
только из воздуха и воды - примерно пополам.
Проплыви еще двести метров
брассом, делая один цикл дыхания на два цикла движений, и потом - продышись и
нырни, - велел Мастер Чу. - А я тем временем тоже немного поплаваю.
И он прыгнул в воду.
Я проплыл еще двести
метров, продышался и нырнул по направлению к возвышавшемуся посередине бухты
утесу.
Я свободно плыл на глубине
трех метров, расслабляясь после каждого цикла движений, и ждал, когда появится
первый позыв на вдох... Но его все не было. Потом я вдруг заметил впереди
что-то темное. Поскольку на мне не было ни маски, ни очков для плавания,
рассмотреть, что это такое, я не мог - без очков или маски все под водой
выглядит размытым, угадываются только общие очертания крупных объектов.
"Неужели я не заметил, как меня увело в сторону берега? Передышал, что
ли?.. - подумал я. - Ведь, кроме утеса, посреди бухты нет других скал... А до
него, судя по тому, что первого позыва на вдох еще не было, должно быть никак
не меньше шестидесяти метров. Вот черт, нужно всплыть и осмотреться."
Каково же было мое
удивление, когда, поднявшись на поверхность, я обнаружил, что нахожусь не более
чем в десяти метрах от утеса! Я проплыл брассом под водой почти сто метров! Но
самым неимоверным было другое. Я пронырнул эти "почти сто метров" с
такой легкостью, что даже сам не заметил, как это произошло!
Вернувшись к берегу, я
выбрался из воды.
Мастера Чу на плите не
было.
Отрывок
из книги А. Сидерского "Третье открытие силы"